1. Оранта
ОРАНТА (лат. - молящаяся) Богородица изображается без Младенца с молитвенно воздетыми руками ладонями наружу, т. е. в традиционном жесте заступнической молитвы (жест адорации). При этом может быть обращена к зрителю в фас или три четверти оборота. К этому типу относятся иконы Нерушимая стена, Боголюбская и т.п.
2. Знамение
Это наиболее богословски насыщенный иконографический тип и связан он с темой Воплощения. В основе иконографической схемы лежат два текста: из Ветхого Завета - пророчество Исайи: "Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил" (Ис. 7.14) и из Нового Завета - слова Ангела в Благовещении: "Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим" (Лк. 1.35). В этих словах открывается нам тайна Боговоплощения, рождения Сына Божия от Девы.
На таких образах Богородица изображается молящейся, с воздетыми к небу руками c Младенцем Иисусом, располагаемом в области Её груди в круге или овале, называемом мандорла (ит. миндалина). Овальная мандорла символизирует божественное сияние, круглая круг славы.. Соединение фигур Богоматери и (полуфигуры) Христа, что передает одно из глубочайших откровений: рождение Бога во плоти, Мария становится Богородицей через воплощение Логоса.
К этому типу относят иконы Знамение, Великая Панагия, Живоносный источник, Ярославская, Курская-Коренная.
3. Одигитрия.
В переводу с греческого Путеводительница. В этом названии заложена концепция богородичных икон в целом, ибо Матерь Божья ведет нас ко Христу. Жизнь христианина представляет собой путь из тьмы - в чудный Божий свет, от греха - к спасению, от смерти - в жизнь. И на этом нелегком пути у нас есть помощница - Пресвятая Богородица. Она явилась мостом для прихода в мир Спасителя, теперь Она - мост для нас на пути к Нему.
Богоматерь изображается держащей на руке Младенца, Который благословляет зрителя. Другою рукою Она указует на Своего Сына, как на истинный Путь ко спасению. К этому типу относятся иконы Казанская*, Иверская, Смоленская, Тихвинская, Троеручица и ряд иных.
4. Взыграние Младенца
Особенностью этого типа икон является то, что Пречистая Дева и Младенец устремлены друг к другу. Младенец изображается или касающимся щеки Своей Матери, или обнимающим Её, или прильнувшим к Ней, как все младенцы льнут к своим матерям. Это образ любви Богородицы к Своему Божественному Сыну. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица явлена нам не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом. Взаимоотношение души с Богом - мистическая тема многих писаний св. отцов. Богоматерь Умиление - один из наиболее мистических типов богородичных икон.
Среди икон этого типа Взыграние Младенца, Сладкое лобзание, Феодоровская, Владимирская, Страстная и т.п.
5. Умиление
Этот иконографический тип имеет западное происхождение и появился сравнительно недавно. Богородица на иконах этого типа обычно изображается без Младенца с молитвенно сложенными перед грудью руками. Это прежде всего Умиление – Дивеевская, Семистрельная, Слово плоть бысть, Остробрамская и др.