Прошло больше половины поста. Сейчас многие стараются поститься. Многие из постящихся почувствовали, что сил для того, чтоб выдержать весь пост до конца, им не хватает: им это просто-напросто не по силам. Что делать в таком случае? Как правильно организовать свой пост с пользой для тела и души? Об этом – беседа нашего корреспондента с настоятелем донецкого Свято-Николаевского храма протоиереем Евгением Пейковым. - Такое часто бывает не только в отношении поста. Неумение соразмерять свои желания с возможностями - это одна из самых распространенных духовных болезней современного человека. Мы за все хватаемся, считая, что сможем сделать это лучше других, планируем массу дел, надеясь чудом все успеть, не можем отказать никому, дорожа мнением других и боясь потерять авторитет, а потом, не справляясь, унываем, выкручиваемся, делаем все наспех. В итоге страдает наше здоровье, расстраивается психика, портятся отношения с людьми. Духовной причиной этого состояния является наша гордость, приводящая к нетрезвой самооценке и неумению рассчитывать свои силы и возможности. В духовной жизни такой подход может оказаться причиной серьезных расстройств и даже трагедий. В церковных хрониках описано множество случаев, когда люди, переоценив свои силы, взяли на себя без рассуждения, совета и благословения несвойственные возрасту, состоянию здоровья и духовному опыту подвиги и это заканчивалось прелестью (от слова «прельстить»), одержимостью, умопомешательством и даже в некоторых случаях самоубийством. Четвертая неделя Великого Поста посвящена памяти преподобного Иоанна Лествичника, который получил свое прозвище от названия своей книги, «Лествицы», по-русски - «лестница». Главная мысль ее - в том, что человек должен восходить от земной греховной жизни к высотам духовным постепенно: только так можно добиться успеха. И у этой постепенности есть свои законы. Нельзя поступить в институт, не закончив школу. В отношении поста действует такой же принцип. Если вы поститесь впервые, то не берите сразу самую строгую меру поста. Попробуйте сначала свои силы, а потом решите, как быть дальше - Но если православный человек хочет угодить Господу Богу, он в любом случае должен в этот пост воздерживаться от пищи животного происхождения, а теперь по средам и пятницам – и от елея, то есть растительного масла. Разве не так? - Угождали своим богам-идолам язычники. Приносили ради этого жертвы, в том числе – человеческие. Принесение живых людей в жертву правилам и уставам в повседневной церковной и семейной жизни не является редким явлением и сегодня. Настоящий же христианин, постясь, не угождает Богу, а старается в большей мере приблизиться к Нему, раскрыть Христу свое сердце и очистить его от плотских похотей. Ради этого и существует любой христианский подвиг, в том числе и пост. Поэтому отказ на время поста от скоромной пищи – не цель, а средство. Об этом писали многие святые. Например строжайший аскет Феофан Затворник писал: «Относительно поста, действуйте с полною свободою, применяя все к главной цели. Когда приутяжелить, когда приоблегчить можно, смотря по нужде. Пост не цель, а средство. Лучше не связывать себя в сем отношении неизменным постановлением, как бы узами, а когда так, когда иначе, только без льгот и саможаления, но и без жестокости, доводящей до изнеможения». Поэтому, если хотите поститься, а строгий пост соблюдать по состоянию здоровья не можете, - откажитесь хотя бы от мяса. И не объедайтесь постными продуктами. А то ведь, отказавшись от мяса, можно в один присест съесть кастрюлю каши, и потом будет плохо. В наше время появилась масса «постных» суррогатов, имитирующих непостные продукты, но состоящие из одних химических веществ. Их тоже необходимо исключить. - Можно ли людям, которым приходится работать физически, употреблять в Великий Пост рыбу? - Устав поста, который дошел до нас из средиземноморских древних монастырей, вряд ли сможет соблюдать большинство людей в наше время. И дело не только в том, что в нашей экологии люди стали слабее. В Израиле и Греции, откуда к нам пришло православие, Великий пост приходится на весну: там в эту пору уже едят богатые маслом оливки, свежую зелень, различные орехи, морепродукты, которые тоже по монастырскому уставу разрешаются, возможно, потому, что в древности их ошибочно причисляли к растениям. У нас же во время Великого Поста еще зима и постные продукты, разрешенные уставом, которые могут дать полноценный набор аминокислот и витаминов, могут стать основой рациона только людей хорошо обеспеченных материально. К сожалению, зарплаты современных рабочих пока не позволяют перейти на полноценную средиземноморскую диету, поэтому я считаю, что употребление рыбы не будет нарушением Великого поста. - Но ведь на Руси никогда не было весной свежей зелени и морепродуктов, но посты все же соблюдались всеми, несмотря на тяжелую работу? - Да, и к тому же исконного украинского продукта - картошки - тоже еще не было! К сожалению, мы не так много знаем о жизни простых христиан в то время. Русские монахи славились строгим постничеством, об этом написано довольно много, а вот в отношении мирян были свои традиции, которые сейчас забылись. В частности, вот как описывает великопостный стол христианина «Домострой», или, как еще называли эту книгу, русский семейной устав: "В Великий пост к столу подают: хлебцы постные, икру паюсную, икру осетровую осеннюю да икру осетровую свежую, икру стерляжью, печень щучью простую, кашку с белорыбицей, печень лосося, кашку с судаком, кашку стерляжью, кашку с севрюгой, кашку с белугой свежей, печень осетровую свежую, печень белужью слабосоленую, печень осетровую сушеную и белужью, снетки да сущик, пласточки карасевые да язевые, икру вареную, икру жареную, тешку осетровую да тешку свежепросольную, визигу в уксусе, стерлядь бочоночную, языки сырые, стерлядь вяленую, тешку осетровую, тешку белужью, языки белужьи, осетрину шехонскую..." -Когда это читаешь, то невольно возникают в голове, да и, честно признаюсь, в желудке довольно противоречивые чувства. Многие наши читатели даже и на Пасху не смогут себе позволить все это, разве что постные хлебцы... - Точно, слишком уж изысканное меню, совсем не вяжется с понятием поста как воздержания и борьбы со своими прихотями. Поэтому, как мы знаем из книги «Путешествие патриарха Макария в Россию», в 17-м веке в Великий пост рыбу ели только бедные люди. Боярам и зажиточным людям рыба не дозволялась. И вообще я считаю грехом слишком большие траты на постные продукты. Лучше не тратиться на осьминоги и креветки, а съесть, например, вареного без соли минтая, а сэкономленные средства использовать для милостыни, которая является в пост не менее важным делом, чем воздержание от мяса. Вот что Сам Бог сказал в Библии о посте: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого – одень его». Еще мне очень нравятся слова великого богослова и постника Иоанна Златоуста по поводу поста: «Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его, не одни уста должны поститься, – нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело… Пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления… Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен и степенен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния». - То есть в пост главное – не есть своих ближних: меньше ругаться, меньше осуждать, меньше завидовать. Правильно? - Тогда что же - выходит, что не в пост надо больше ругаться, больше осуждать, больше завидовать? Лучше сказать по-другому: в пост надо в чем-то изменить свою духовную жизнь к лучшему. Например, примириться с врагами; избавиться от вредных привычек; если вы раньше не читали Евангелие, - начать его читать ежедневно, - хотя бы по одной главе. Если раньше вы не молились дома, - начать чтение домашних молитв. Если раньше вы никогда и ни в чем не помогали одинокой старушке-соседке, - помочь ей в чем-то. Если никогда не причащались, то сделайте это; если причащались редко, то постараетесь чаще и внимательнее участвовать в церковных таинствах. А когда пост окончится, важно не останавливаться, не прекращать эту практику. А в следующий пост – начать что-то еще. Многие хотели бы, чтоб им дали четкие инструкции, которые надо просто строго соблюдать. Это – не только наследство советской тоталитарной системы, в которой за нас все решали вышестоящие органы. Это - вообще присущая грешному человеку боязнь ответственности за свою жизни и свои решения. Хочется получить через исполнение определенных правил некую «гарантию спасения» Поэтому для некоторых оказываются очень привлекательными тоталитарные секты, в которых человек выполняет только чужую волю, ни о чем не думая. Но христианство дает человеку самую высокую степень свободы. Господь воплотился, пришел в этот мир, чтоб усыновить Своего раба – человека; чтобы сделать человека свободным. Возможно, для многих это - слишком дорогой подарок, поэтому они спешат от него отказаться, чтоб не быть обязанными. - Как определить, правильно ли я пощусь? - С одной стороны, поскольку мы призваны к совершенству, то вряд ли что-либо, свершаемое нами, мы можем признать полностью правильным и самодостаточным. Довольство собой и своими делами как раз и является признаком того, что мы имеем неправильное расположение сердца и пост нам на пользу не идет. С другой стороны, мы все же должны держать в уме некоторые критерии для того, чтоб определять, в правильном ли мы направлении двигаемся; ведет ли нас пост к Богу или удаляет от него. Поэтому, если у нас в результате поста появляются раздражительность, уныние, окружающие нас люди стали к нам хуже относиться, раздражать, обижать нас, или больше, чем обычно, есть мяса, то нет никаких сомнений, что мы постимся неправильно и что-то нужно срочно менять. - А если постящийся ощущает, что изменения, причем к худшему, стали происходить в нем самом? - Часто бывает так, что человек, который начал следить за собой и стараться вести христианский образ жизни, действительно, видит, что становится хуже и хуже. Паниковать по этому поводу не надо. Это может быть связано не с тем, что у него появились новые недостатки, а с тем, что выходит на свет то, что раньше не замечали или не считали предосудительным. Момент пробуждения совести бывает очень болезненным. Нужно запастись терпением к себе и продолжать самоанализ. Полезно прибегать к совету с духовником, если таковой имеется, и с теми мудрыми людьми, которые находятся рядом с нами и видят со стороны наше поведение. На этом этапе очень важно научиться воспринимать критику с благодарностью, не раздражаясь. - А театр, музыка, выставки, танцы, спорт. Что из всего этого полезно для нас во время поста, а что – нет? - Все зависит от самого человека, от того, из чего мы выбираем. Если хочется пойти в театр вместо того, чтобы прийти на воскресное Богослужение в храме, то это, конечно, плохо; а если я ради классического спектакля пропущу пятничную пьянку перед телевизором, на которую меня заранее пригласили, то это будет хорошим постным времяпровождением. Физической культурой человеку, живущему в городе, необходимо заниматься круглый год, независимо от поста, а вот посещение «Колизеев» христианам можно было бы и ограничить. -Нужно ли в пост ограничить себя еще в чем-то? - Конечно, и каждый должен сам подумать над этим. Например, можно отказаться от просмотра развлекательных программ. Положите на телевизор вместо пульта Библию. И всякий раз, когда приходит время любимого телесериала и рука тянется к заветной кнопке, - берите и читайте Святое Писание. Начните с Нового Завета.
Автор произведения: протоиерей Евгений Пейков
|