Страстной седмицей, или Страстной неделей называется
последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о
последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях,
распятии, крестной смерти, погребении. Эта неделя особо
чтится Церковью. «Все дни, – говорится в
Синаксаре, – превосходит Святая и Великая
Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и
Великая седмица (Страстная), и больше самой Великой
седмицы сия Великая и Святая Суббота. Называется эта
седмица Великою не потому, что ее дни или часы больше
(других), но потому, что в эту седмицу совершились великие
и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего
Спасителя…»
 |
|
По свидетельству святителя Иоанна
Златоуста первые христиане, горя желанием неотступно
быть с Господом в последние дни Его жизни, в Страстную
седмицу усиливали моления и усугубляли обыкновенные
подвиги поста. Они, подражая Господу, претерпевшему
единственно по любви к падшему человечеству
беспримерные страдания, старались быть добрыми и
снисходительными к немощам братий своих и больше
творить дела милосердия, считая неприличным произносить
осуждение во дни нашего оправдания кровию Непорочного
Агнца, прекращали в эти дни всякие тяжбы, суды, споры,
наказания и даже освобождали на это время от цепей
узников в темницах, виновных не в уголовных
преступлениях.
Каждый день Страстной недели – великий и святой, и в
каждый из них во всех церквях совершаются особые службы.
Богослужения
Страстной седмицы особо величественны, украшены мудро
расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими
чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями и
целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов.
Все, что в Ветхом Завете было только предызображено или
сказано о последних днях и часах земной жизни
Богочеловека, – все это Святая Церковь сводит в один
величественный образ, который постепенно и раскрывается
пред нами в Богослужениях Страстной седмицы. Вспоминая в
Богослужении события последних дней земной жизни
Спасителя, Святая Церковь внимательным оком любви и
благоговением следит за каждым шагом, вслушивается в
каждое слово грядущего на вольную страсть Христа
Спасителя, постепенно ведет нас по стопам Господа на
протяжении всего Его крестного пути, от Вифании до Лобного
места, от царственного входа Его в Иерусалим и до
последнего момента Его искупительных страданий на кресте,
и далее – до светлого торжества Христова
Воскресения. Все содержание служб направлено к тому, чтобы
чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать
нас способными духовно созерцать таинство искупления, к
воспоминанию которого мы готовимся.
Первые три дня этой седмицы посвящены усиленному
приготовлению к страстям Христовым. В соответствии с тем,
что Иисус Христос пред страданиями все дни проводил в
храме, уча народ, Святая Церковь отличает эти дни особенно
продолжительным Богослужением. Стараясь собрать и
сосредоточить внимание и мысли верующих вообще на всей
Евангельской истории воплощения Богочеловека и Его
служения роду человеческому, Святая Церковь в первые три
дня Страстной седмицы прочитывает на часах все
Четвероевангелие. Беседы Иисуса Христа после входа в
Иерусалим, обращенные то к ученикам, то к книжникам и
фарисеям, развиваются и раскрываются во всех песнопениях
первых трех дней Страстной седмицы. Так как в первые три
дня Страстной седмицы совершились различные
многознаменательные события, которые имеют самое близкое
отношение к страстям Христовым, то и эти события
благоговейно воспоминаются Святой Церковью в те самые дни,
в которые они совершились. Таким образом, Святая Церковь в
эти дни неотступно ведет нас за Божественным Учителем, с
Его учениками, то в храм, то к народу, то к мытарям, то к
фарисеям и всюду просвещает нас теми именно словами,
которые предлагал Сам Он слушателям Своим в эти дни.
Подготовляя верующих к крестным страданиям Спасителя,
Святая Церковь Богослужению первых трех дней Страстной
седмицы придает характер печали и сокрушения о нашей
греховности. Вечером среды оканчивается великопостное
Богослужение, в церковных песнопениях замолкают звуки
плача и сетований грешной души человеческой и наступают
дни иного плача, пронизывающего все Богослужение, –
плача от созерцания ужасающих мучений и крестных страданий
Самого Сына Божия. В то же время и другие чувства –
неописуемой радости за свое спасение, беспредельной
благодарности Божественному Искупителю – переполняют
душу верующего христианина. Оплакивая безвинно
страждущего, поруганного и распятого, проливая горькие
слезы под крестом своего Спасителя, мы испытываем и
невыразимую радость от сознания, что распятый на кресте
Спаситель совоскресит с Собою и нас, погибающих.
Присутствуя в Страстную седмицу на церковных службах,
представляющих все события последних дней Спасителя как бы
совершающимися пред нами, мы проходим мысленно всю
величественно трогательную и безмерно назидательную
историю страданий Христовых, мыслью и сердцем своим
«сшествуем Ему и сораспинаемся Ему». Святая
Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и
мирское и последовать за нашим Спасителем. Отцы Церкви так
составили и расположили богослужения Страстной недели, что
в них отражаются все страдания Христовы. Храм в эти дни
попеременно представляет собой то Сионскую горницу и
Гефсиманию, то Голгофу. Богослужения Страстной седмицы
Святая Церковь обставила особым внешним величием,
возвышенными, вдохновенными песнопениями и целым рядом
глубоко знаменательных обрядов, которые совершаются только
в эту седмицу. Поэтому, кто постоянно пребывает в эти дни
на богослужении в храме, тот видимо идет за Господом,
грядущим на страдания.
Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены
воспоминанию последних бесед Спасителя с учениками и
народом. В каждый из этих трех дней Евангелие читается на
всех службах, полагается прочитать все четыре Евангелия.
Но кто может, тот непременно должен сам читать эти места
из Евангелия дома и для себя, и для других. Указание, что
надо читать, можно найти в церковном календаре. При
слушании в церкви, из-за большого количества читаемого,
многое может ускользать от внимания, а домашнее чтение
позволяет следовать за Господом всеми мыслями и чувствами.
При внимательном чтении Евангелий страдания Христовы,
оживая, наполняют душу неизъяснимым умилением…
Поэтому, читая Евангелие, невольно переносишься в уме на
место событий, принимаешь участие в происходящем, идешь за
Спасителем и страждешь с Ним. Необходимо также
благоговейное размышление о Его страданиях. Без этого
размышления мало плодов принесет и присутсвие в храме, и
слышание, и чтение Евангелия. Но что значит –
размышлять о страданиях Христа, и как размышлять? Прежде
всего представьте в своем уме страдания Спасителя как
можно живее, по крайней мере, в главных чертах, например:
как Он был предан, судим и осужден; как Он нес крест и был
вознесен на крест; как вопиял к Отцу в Гефсимании и на
Голгофе и предал Ему дух Свой: как был снят с креста и
погребен… Потом спросите самого себя, за что и для
чего претерпел столько страданий Тот, Кто не имел никакого
греха, и Который, как Сын Божий, мог всегда пребывать в
славе и блаженстве. И еще спросите себя: что требуется от
меня для того, чтобы смерть Спасителя не оставалась для
меня бесплодой; что я должен делать, чтобы действительно
участвовать в спасении, приобретенном на Голгофе для всего
мира? Церковь учит, что для этого требуется усвоение умом
и сердцем всего учения Христова, исполнение заповедей
Господних, покаяние и подражание Христу в благой жизни.
После этого совесть сама уже даст ответ, делаете ли вы
это… Такое размышление (а кто не способен на него?)
удивительно скоро приближает грешника к его Спасителю,
тесно и навсегда союзом любви связует с крестом Его,
сильно и живо вводит в участие того, что происходит на
Голгофе.
Путь Страстной седмицы – путь поста, исповеди и
причащения, иначе говоря – говения, для достойного
причащения святых Таин в эти великие дни. И как же не
говеть в эти дни, когда отъемлется жених душ (Мф. 9, 15),
когда Он Сам алчет у бесплодной смоковницы, жаждет на
кресте? Где еще слагать тяжести грехов посредством
исповеди, как не у подножия креста? В какое время лучше
причащаться из Чаши жизни как не в наступающие дни, когда
она подается нам, можно сказать, из рук Самого Господа?
Поистине, кто, имея возможность приступать в эти дни к
Святой Трапезе, уклоняется от нее, тот уклоняется от
Господа, бежит от своего Спасителя. Путь Страстной седмицы
– оказывать, во имя Его, помощь бедным, больным и
страждущим. Путь этот может казаться отдаленным и
непрямым, но на самом деле он чрезвычайно близок, удобен и
прям. Спаситель наш столь любвеобилен, что все, делаемое
нами во имя Его для бедных, больных, бездомных и
страждущих Он усвояет лично Себе Самому. На Страшном Суде
Своем Он потребует у нас особенно дел милосердия к ближним
и на них утвердит наше оправдание или осуждение. Помня
это, никогда не пренебрегайте драгоценной возможностью
облегчать страдания Господа в Его меньшей братии, а
особенно воспользуйтесь ей в дни Страстной седмицы –
одев, например, нуждающегося, вы поступите как Иосиф,
давший плащаницу. Вот главное и доступное каждому, с чем
православный христианин в Страстную седмицу может
следовать за грядущим на страдания Господом.
Из книги «Как провести Страстную
седмицу»
Источник: pravoslavie.ru
|