«Тарас Бульба» 4 июня в киноклубе Православного Молодежного Общества прошел показ художественного фильма «Тарас Бульба» – экранизации одноименной повести Н.В. Гоголя редакции 1842 года. Премьера этого фильма, представленная на широком экране, вызвала настолько широкий резонанс, что невозможно было остаться в стороне.
Сюжет фильма развивается в первой половине XVII века. Юго-Западные земли Руси находятся под властью Речи Посполитой. Тарас Бульба– старый уманский полковник– у себя на хуторе встречает своих сыновей – Остапа и Андрия, которых он послал учиться в Киев два года тому назад. Тарас решает отправить сыновей в Запорожскую Сечь, этакую украинскую Спарту, и сам хочет сопровождать их. Но это только повод. Старый казак не может жить без сражений, он хочет проверить «есть ли еще порох в пороховницах». По прибытии в Сечь, Тарас объединяет запорожцев, дотоле предающихся гульбе и пьянству. И во главе с новым атаманом казаки вступают в борьбу с ненавистными поляками и осаждают богатый польский город Дубно.
Андрий узнает, что в осажденном городе находится его возлюбленная– Эльжбета. Проникнув в город через тайный подземный переход, он встречается с ней. Внезапно вспыхнувшая страсть полностью затмевает сознание Андрия. Он отрекается от Родины, от отца и брата, предавая все самое ценное в жизни казака, и переходит в стан поляков.
Для Андрия, еще в Киеве поврежденного либеральными настроениями, больше не существует понятий «Родина», «братство». Вступив в бой на стороне поляков, он безжалостно одного за другим убивает еще вчерашних товарищей. Но это продолжается недолго. Андрий попадает в западню, устроенную его же отцом, Бульбой, который узнал о предательстве сына и уже готов на отчаянный шаг. Произнеся свой приговор: «Я тебя породил, я тебя и убью!», Бульба убивает его. Пораженный пулей насмерть, Андрий падает на землю. Отец оплакивает гибель сына, говоря: «Какой был бы казак, пропал казак…».
В это время старший сын Бульбы, Остап, попадает в польский плен. Тарас, желая вызволить сына, прибегает к помощи еврея. Он мужественно переносит все муки, причиняемые ему палачом, и погибает с достоинством.
Тарас жестоко мстит полякам за разграбление и унижение родной земли и смерть сына. Но превосходящее во много раз отряд Тараса польское войско окружает его. Бульба, с немногими уцелевшими казаками, мог бы вырваться из окружения, но, понимая, что он является основной целью поляков, даёт последний бой целому войску, позволяя товарищам уйти. Поляки сжигают Бульбу, но и во время страшной казни он остаётся патриотом своей земли.
Данная кинолента вызвала достаточно широкий резонанс и бурные дискуссии в СМИ. Безусловно, у фильма В. Бортко есть свои плюсы и минусы, и каждый, кто посмотрел его, имеет свое мнение на этот счет. Прежде всего, попытаемся разобраться: является ли этот фильм православным, как его уже успели «окрестить» в прессе. Существуют критерии, разработанные Обнинским православным кинофестивалем, которые определяют фильм, как православный. Их три: во-первых, Христоцентричность; во-вторых, соответствие христианской этике; в-третьих, соответствие христианской эстетике.
Попробуем найти все это в фильме. Частое упоминание в фильме Христа, святой православной веры на фоне сцен варварства и слепой жестокости казаков выглядит, по меньшей мере, неуместно. Казаки вступают в бой не ради Христа и веры, а ради собственной наживы и пристрастия к разбою. Гоголь так пишет о проявлениях этой казацкой жестокости: «Не уважали козаки чернобровых панянок, белогрудых, светлоликих девиц; у самых алтарей не могли спастись они: зажигал их Тарас вместе с алтарями. Не одни белоснежные руки подымались из огнистого пламени к небесам, сопровождаемые жалкими криками, от которых подвигнулась бы самая сырая земля и степовая трава поникла бы от жалости долу. Но не внимали ничему жестокие козаки и, поднимая копьями с улиц младенцев их, кидали к ним же в пламя».
При этом каждый казак, погибающий на поле брани, перед смертью либо считал сколько шляхтичей он заколол, либо прославлял Русь-матушку. При этом – ни слова о Боге, ни капли покаяния перед смертью, что нехарактерно для христианина. Очевидно, что о христоцентричности речь идти не может, так как центром и целью жизни для казаков Христос явно не является. И если это не собственные страсти и их удовлетворение, то в лучшем случае любовь к родной земле. Здесь со стороны режиссера наблюдается некоторая доля лукавства, потому что Бортко, представив своих героев, как патриотов, не указал суть их действительных намерений и цели, которые они на самом деле преследовали.
Многих зрителей фильма смутило обилие кровопролитных сцен боев, кроме того, намеренно подчеркивалась жестокость пыток, которые показаны крупным планом, во всех анатомических подробностях. Немалая часть зрителей призналась, что из-за этого смотреть фильм было нелегко. Здесь наблюдается очевидное несоответствие православной этике и эстетике. Да и сцена близости Андрия с полькой для христианского кино также снята слишком откровенно. Все это определяет фильм скорее, как светский, чем православный.
После просмотра фильма, ведущая киноклуба Анастасия предложила поделиться впечатлениями от увиденного. Среди зрителей завязалась довольно оживленная дискуссия, в ходе которой каждый попытался выделить плюсы и минусы киноленты, а также определить, полезны ли такие фильмы для широкого круга зрителей. Мнения по этому поводу были разные. Кто-то сетовал на больные и извращенные формы национального чувства и патриотизма, кто-то указывал на отсутствие действительных христианских ценностей и духовной глубины. Но были также мнения относительно того, что в данном фильме все-таки можно выделить положительные моменты. К примеру, воспитанник Саратовской Православной Духовной Семинарии Кирилл, выразил свое мнение так:
- Пусть в данном фильме нет глубины православия, но все же некий положительный пример в нем присутствует. Во-первых, он дает понять, что перекреститься на глазах у всех перед православным храмом или другим образом проявить свою веру – это нормально, а вовсе не так страшно, как иногда может показаться. Во-вторых, фильм показывает, что можно быть одновременно и православным человеком, и храбрым воином-профессионалом, защищающим с оружием в руках свою Родину от иноземных захватчиков. Многие считают, что если человек исповедует православие, то он должен постоянно пребывать в своей келии в сугубой молитве и ни в каких общественных делах участия не принимать. Что удел церкви – это только инвалиды и пожилые люди, а молодежи в церкви делать нечего. А в фильме показано, что православные – это не только те, кто совершают молитвенный подвиг, не только пенсионеры, готовящиеся перейти в вечность. Православными могут быть такие же люди, которые окружают нас каждый день, и для них не чужды такие чувства как любовь к Родине, к близким, сострадание и готовность придти на помощь соотечественникам, оказавшимся в опасности. Здесь показано православие как источник физической силы и стойкости духа – такое сочетание редко встречается в современном кинематографе.
Действительно, фильм неоднозначно подчеркивает доблесть русского воинства, основу которого всегда составляли именно православные воины. И здесь уместно вспомнить то распределение ценностей, которое в военных условиях всегда проявляется ярче. Русские солдаты всегда шли в бой «за Веру, Царя и Отечество». В этой простой и немногословной фразе скрыт глубокий смысл. Вера стоит на первом месте не случайно, потому что она является самым главным в жизни человека, она формирует его нравственный облик и дает тот идеал, к которому каждый человек должен стремиться. Именно вера в Бога определяет мировоззрение человека, а следовательно, и его поведение в конкретных жизненных ситуациях на протяжении всей жизни. На втором месте стоит Царь (в современных условиях – верховный главнокомандующий, глава государства и армии), который является главой, представителем народа, помазанником Божиим, несущим ответственность перед Богом за каждого вверенного ему подданного. Высоту и ответственность служения главы государства трудно переоценить, враги государства это всегда хорошо понимали, стараясь нанести удар именно здесь. И только на третьем месте – Отечество. Это вся родная земля, все области и города, весь народ, все родственники и близкие люди. Через весь фильм красной нитью идет именно третья составляющая, на ней делается акцент, а первые две по какой-то причине находятся в тени. Но для современного кино даже это уже говорит о многом, явно бросается в глаза на фоне других кинокартин.
Андрей, пришедший на киноклуб впервые, отметил, что в современном обществе пропагандируется пацифизм и безразличие, пагубно влияющие на сознание людей, поэтому он также оценил фильм в целом положительно:
- Тяга к подвигу, воспитание патриотизма у народа – вот чего нам не хватает. Любовь к Родине, братство – качества, издревле свойственные русской душе, но мы их постепенно утрачиваем под воздействием идеологии космополитизма, что очень печально. Данный фильм, пускай и не совсем умело, но напоминает нам о них.
Такие понятия, как добро и зло, любовь и порок представляются создателями фильма в соответствии с общепринятыми мирскими понятиями. Благодаря этому фильм приобретает определенно светский характер. Большинство присутствующих это заметило. Свою точку зрения на этот счет высказала Юлия, координатор Православного Молодежного Общества:
- Фильм по большей части светский, так как в основном нам показывают только человеческие страсти, духовности почти не видно. Как известно, центр духовной жизни христианина – это покаяние, но это в фильме никак не отражено. Мы видим лишь только желание удовлетворять свои потребности: кто-то – в битвах и наживе, кто-то – в желании обладать и властвовать, кто-то – в том, чтобы делать все только по-своему.
Некоторые зрители делились мнениями своих друзей и знакомых, которые посмотрели этот фильм ранее. Одна из посетительниц рассказала, как ее подруга отправилась в кинотеатр на премьеру «Тараса Бульбы» только с желанием «посмотреть на Вдовиченко». Но после просмотра поняла, что кроме внешней привлекательности актеров в фильме есть еще что-то:
- Вообще фильм серьезный, – заметили она в конце своего рассказа, – есть над чем задуматься.
И здесь трудно не согласиться. Действительно, большинство посетителей кинотеатров ищут зрелищности, реалистичности, ярких впечатлений. И здесь не может не радовать то, что фильм, при всех его художественных достоинствах, несет в себе что-то более глубокое, чем просто приятные впечатления, заставляет задуматься, посмотреть на привычные вещи с нового ракурса. Очевидно, что центральной мыслью киноленты было противопоставление двух сыновей знатного казака. Эта тема не была забыта во время дискуссии.
Так почему же один брат оказался предателем, а второй, не смотря ни на что, остался верен Родине до конца? Что заставило настолько похожих людей поступить настолько же различно? Когда произошел надлом тех жизненных и духовных устоев казака, выросшего на русской земле и впитавшего веру с молоком матери? Свое мнение по поводу того, как и почему это произошло высказал Илья, абитуриент одного из саратовских ВУЗов:
- Для Остапа верность Родине и казацкая честь являются основой всего и стоят на первом плане. Для него предать своих просто немыслимо. И потому он до конца терпит все и даже укрепляет других перед казнью. Андрий же являет собой пример местного казацкого либерала, у которого еще во время учебы в Киеве пошатнулись устои веры и патриотизма, зародилось свободомыслие и гордость. Андрий потерял веру, был ослеплен и потому не смог отличить страсть от настоящей любви. Он предает все ценное в жизни казака ради иллюзии. Именно иллюзии, потому что подлинная любовь – это, по словам Христа, как «если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). А чем пожертвовал Андрий? И жертвовал ли он вообще хоть чем нибудь?
И действительно, Андрий не пожертвовал ничем и даже более того: предал веру, Родину, самых близких и родных людей. В момент своего отречения он не думал о благе других, он думал только о себе. Это очень точно подметил еврей в разговоре с Тарасом Бульбой, сказав фразу, за которую чуть было не поплатился жизнью: «А что такого? Ему же там лучше». Действительно, Андрий не любил никого, кроме самого себя. Этот вывод можно сделать, исходя из его поступков. Ведь проявления настоящей любви совсем иные. О них говорит апостол Павел в своем послании к Коринфской церкви: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…» (1 Кор. 13, 14). Но подлинную любовь очень часто путают с влюбленностью или страстью, что как правило приводит к весьма печальным последствиям. Не один Остап перепутал любовь со страстью. Для современного человека, который образ «любви» усваивает в телевидении и голливудских фильмах, очень важно и необходимо знать какова любовь на самом деле, чтобы суметь отличить ее от подделки.
Подводя итоги дискуссии, Кирилл, воспитанник семинарии, заметил:
- Любую вещь важно видеть и понимать правильно. В мире, в котором мы живем, добро и зло перемешаны, нет ничего абсолютного. Поэтому во всем можно увидеть что-нибудь положительное и полезное. Смысл нашей жизни как раз и состоит в том, чтобы определить, где добро, а где зло; выбрать верный путь и придерживаться его вне зависимости от содействия или противодействия внешних условий.
Можно долго выступать за и против, искать ошибки и несоответствия. Но уже тот факт, чтов последнее время отечественный кинематограф стал обращать внимание напроизведения классической российской литературы, безусловно, внушает оптимизм и указывает нато, чтонаше кино уверенно следует попути ксвоему оздоровлению.
Безусловно, радует и то, что с киноэкранов снова заговорили о патриотизме, не пытаясь при этом умолчать о Святой Православной вере, как это делалось во время гонений на Церковь в советский период. Нам нельзя забывать, что православие не только сформировало и формирует до сих пор культуру русского народа, т.е. является культурообразующей религией, но и поддерживает единство нации в целом в то время, пока отсутствует официальная государственная идеология. Именно православная вера играет ключевую роль в развитии культуры, сохранении нравственных и моральных ценностей, формировании объективного мировоззрения, воспитании народа в целом.
Источник: http://www.eparhia-saratov.ru